на главную страницу сайта
вышивка
Поделки из:
- бумаги
- вторичных материалов
- кожи
- природных материалов
- ткани
цветочные горшки
вышитые работы
фотоальбом
обмен ссылками

Случайная фотография

Композиция из сухоцветов на столике
Композиция из сухоцветов на столике

Абажур
Абажур

Стул из бревна
Стул из бревна

Loading
на правах рекламы:
Семейный психолог в Красноярске | Детальное описание Рено Дастер в Сургуте у нас.

Лесные сувениры

Kак-то мне довелось побывать на одной из московских выставок «Природа и фантазия». Среди многочисленных фигурок зверей и птиц, сделанных из сучков и веток, я сразу обратил внимание на две большие деревянные вазы. И привлекли они мое внимание отнюдь не размерами, а прежде всего искусной работой, красотой форм. Мне захотелось встретиться с автором сказочных ваз, узнать, как он работает, где находит материал для своих поделок.
Лесные сувениры И вот я в деревне Полушино у Дениса Ивановича Огарева, рабочего одного из подмосковных предприятий.
В просторной светлой горнице Огаревых было, как на выставке: на дощатых полках, на гардеробе, буфете, даже на полу — фигурки животных и людей, деревянные композиции из сказок и вазы, всевозможные чаши, конфетницы, хлебницы, шкатулки.
— Последние работы, — заметив мою заинтересованность, сказал Денис Иванович. — Остальные раздал ребятишкам, знакомым.
— Как же это вы все делаете, где материал находите? — невольно вырвалось у меня.
— В лесу валяется. Вон та ваза для цветов со старого пожарища, а эту, — и он указал в угол комнаты, — на болоте нашел. Конечно, к любому сучку или корневищу руки приложить надо.
Я хотел верить этому человеку, но в сознании как-то не укладывалось: черный, обгоревший сук осины и взметнувший вверх свои «руки»-лепестки грациозный цветок-ваза. Видимо, от внимательного взора умельца не ускользнуло мое минутное замешательство, и он предложил:
— Завтра утром я собираюсь в лес. Хотите пойти со мной?
— Говорят вот: если кому не дано видеть прекрасное, то это на всю жизнь, — рассуждал Денис Иванович по дороге в лес. — А я считаю, это отговорка для лентяев. Способность видеть прекрасное может развить в себе каждый, если, конечно, захочет. Вот вы говорите — вам не дано. Не проходите мимо упавшей с дерева или оставшейся после порубки сосновой ветки. Остановитесь, приглядитесь к ней повнимательней, и вы увидите в корявых переплетениях побегов заготовку для подсвечника, вешалки, а если повезет, и какую-нибудь фигурку. Или вон возьмите разные там наросты на деревьях: капы, сувели.
...Нарост — разросшаяся часть древесины на стволе дерева, сучьях и корнях, стал я вспоминать слышанное когда-то, образуется в результате травм механического или биологического происхождения. Как правило, наросты шарообразные, но могут быть и неправильной формы. В разрезе имеют красивую текстуру...
Их можно встретить почти на всех породах деревьев, но больше всего наростов на березе, ольхе, сосне. Мне, правда, не довелось встречать в наших лесах большие наросты, но, говорят, березовые капы, и сувели встречаются весом и до 100 килограммов. А то вон возьмите клен. Он знаменит своими наростами на корнях. Иной раз у вывороченного ураганом клена встретишь такие замысловатые наросты — просто фантастика. Это от воздействия на древесину почвы.
Осина, та другим хороша: капы и сувели на ней частенько с дырами, а это для умельца удача: легко сделать красивую вазу для цветов.
Из ольхи конфетницы и хлебницы получаются на загляденье. Древесина у нее розовато-перламутрового цвета — экзотическая раковина, да и только.
— Вас, кажется, интересовало, где я беру материал для своих поделок? — вспомнил мой вчерашний вопрос Денис Иванович. — Вон видите там, за пригорком, черное пятно на опушке? — показывая рукой вдаль, обратился ко мне мой спутник. — Это старое пепелище, оставшееся от лесного пожара. Материала столько, что на две моих жизни хватит. А справа от пожарища— болото. Там деревья растут плохо, часто болеют. На березе много крупных наростов, а на осине — отличные заготовки для будущих поделок: гнилые изнутри капы. Ольха уж на что влаголюбивое дерево, а и та искривляется и обрастает наростами да грибами. Езжу я иногда и на торфоразработки — это за несколько километров от нас. Там деревья многие годы стоят с обнаженными корнями. Срезанные с упавших деревьев такие «воздушные» корни — отличный материал для лесной скульптуры.
А вспомните речку, озеро, пруд. Сколько на их берегах сучьев, корневищ, веток! Все это пригодится человеку с умелыми руками и внимательным взглядом.
Не час и не два бродили мы по лесу с Денисом Ивановичем Огаревым и, подобрав с земли скрюченную ветку, порой подолгу рассуждали, что бы из нее сделать. В небольшом болотце с больной березы аккуратно сняли нарост. И мастер, обращаясь ко мне, словно к своему ученику, предложил прямо тут же, в лесу, определить, что можно сделать из этого капа. Я внимательно рассмотрел структуру заготовки, многочисленные извилины, темные глазки, наслоения и, заметив на шарообразном наросте небольшую площадку, сказал, что воплотил бы этот нарост в настенную подставку для цветов. И оказалось, попал в самую точку: Денис Иванович тоже об этом подумал. А дома мастер рассказал мне, как он обрабатывает найденные в лесу наросты.
— Сначала тупым ножом я снимаю с дерева кору. С сырой древесины сделать это нетрудно, а вот пересушенную заготовку нужно несколько дней вымачивать в воде. После этого кора легко счищается. Сырую заготовку сразу обрабатываю, не даю ей высохнуть. Если мне нужно, чтобы очищенный березовый нарост остался белым, промываю заготовку в теплой воде. А вот ольховые, осиновые сучки и корневища лучше не промывать: выступивший из древесины сок дает неповторимую розовато-коричневую окраску.
В домашней мастерской умельца я увидел и нож-косяк, и ножовки, и различные резцы; ложечный, двусторонний, круговой; и стамески разных форм, и фигурные напильники...
Сучки Денис Иванович отпиливает мелкозубой ножовкой, отверстия сверлит большими (проходными) сверлами (см. рис. 1). В коловорот вставляет и специальные сверла по дереву — перки. Полости в наростах и крупных сучках в зависимости от «витиеватости» заготовки долбит стамесками: полукруглой, плоской или клюкарзой (изогнутая стамеска). Стенки подрезает ножом-косяком (рис 2). Затем в дело вступают разные напильники: плоские, полукруглые или фигурные. В тех местах, куда напильником не достать, на помощь приходит длинное сверло (рис. 3). Чистовая обработка изделия заканчивается шлифовкой наждачной бумагой: сначала крупной, потом мелкой. Хорошо, если это будет водостойкая шкурка — ее можно время от времени очищать от деревянной пыли, промывая под водой. Труднодоступные места удобно обрабатывать, закрепив шкурку в пропиле длинного стержня, вставленного в патрон дрели. Если дрели нет, шкурку нужно наклеить на деревянную фигурную дощечку. Чтобы показать текстуру дерева (особо ценится у мастеров древесина с мелкими глазками), вазу или конфетницу зачищают мелкой шкуркой, а затем лакируют и полируют специальными пастами. Среди щелочных политур для лакирования древесины в большом почете у любителей декоративного творчества политура № 14. Из целлюлозных лаков пользуются спросом лаки НЦ-221 и НЦ-222. Поверхности, обработанные этими лаками, можно полировать пастой ГОИ.
Прощаясь с Денисом Ивановичем Огаревым, натуралистом, большим любителем декоративного творчества и хорошим человеком, я вспомнил его слова: «...видеть прекрасное может каждый...»

В. Федоров, рис. Б. Лисенкова

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.spika.su обязательна © 2008-2016
Администрациия сайта: